В частной клинике в Москве проводится лечение ЗПР с привлечением логопеда-дефектолога, психолога, невролога, физиотерапевта. Медикаментозная терапия назначается по показаниям для коррекции гиперреактивности или тревожности. Запись на прием по телефону +7 (495) 128-73-58.
Что такое задержка психического развития
ЗПР — отставание интеллектуального и эмоционального роста ребенка по сравнению с одногодками, которое сопряжено с трудностями в обучении, общении, выполнении повседневных задач. Это не болезнь в прямом понимании, а состояние, описывающее ограничения в развитии. Первые признаки ЗПР наблюдаются в дошкольном возрасте. Отсутствие речи, скудный словарный запас, проблемы с моторикой и социализацией — поводом обратиться к врачам и начать лечение после постановки диагноза.
Причины заболевания
- Хромосомные нарушения или мутации генов приводят к развитию синдром Дауна и фрагильного Х-синдрома.
- Кислородное голодание плода, родовая травма, отслойка плаценты, недоношенность.
- Инфекционные заболевания матери: краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз.
- Интоксикация беременной свинцом, ртутью, алкоголем, препаратами.
- Дефицит питательных веществ, особенно йода и фолиевой кислоты во время беременности.
- Низкий уровень жизни, отсутствие доступа к медицинской помощи, образованию и социальной поддержке.
- Патологии, влияющие на структуру и функцию мозга, нарушения формирования мозговых структур или дегенеративные изменения.
Классификация
По классификации МКБ-10 коды F80 – 89 охватывают расстройства, связанные с умственными и коммуникативными нарушениями у детей. Разделение этиологическим факторам Лебединской К. С. позволяет более детально подходить к диагностике и выбору методов коррекции ЗПР:
- Церебрально-органические. Встречаются у детей, которые получили родовые травмы, заразились инфекциями или перенесли интоксикацию в раннем возрасте. Симптомы — эмоциональная незрелость, примитивные реакции, дефицит фантазии, отсутствие образного мышления, импульсивность, непоседливость, проблемами с дисциплиной.
- Конституциональные. Развиваются на фоне неврологических поражений мозга (в результате инфекций, токсического воздействия или травм) и специфических условий воспитания (чрезмерной опеки или деспотизма родителей). Симптомы — эмоционально-волевая незрелость, отсутствие самостоятельности и интереса к учебе.
- Соматогенные. Формируются на фоне продолжительных заболеваний, таких как онкология или дефекты развития крупных органов. Длительная гипоксия мозга нарушает его функционирование, проявляется следующими симптомами — утомляемость, раздражительность и слабость.
- Психогенные. Обусловлены неблагоприятной обстановкой в семье, неправильным подходом к воспитанию, вызывают изменения психики, колебания эмоций, низкую волю, отсутствие мотивации и инициативы.
Характеристика детей с задержкой психического развития
Ребенок демонстрирует особенности развития, требующие внимания врачей, родителей, учителей, воспитателей. У него не развиты навыки социального взаимодействия, трудно дается адаптация к социальным нормам, установка и поддержание дружеских отношений. Это обусловлено речевыми и интеллектуальными ограничениями, неспособностью адекватно интерпретировать социальные сигналы.
Ребенку трудно учиться, он отстает от сверстников по уровню освоения знаний и навыков. Интеллектуальные ограничения — легкие или выраженные, требуют персонализированного подхода к образовательному процессу и применения коррекционных методик. Наблюдается задержка речи, словарный запас ограничен, есть трудности с логическим построением предложений. Это осложняет коммуникацию с окружающими, негативно влияет на адаптацию в социуме и обучение.
Дети с ЗПР крайне чувствительны, впечатлительны, склонны к эмоциональным всплескам. Демонстрируют незрелость в выражении своих чувств и эмоций, что вызывает трудностям с коммуникацией с ровесниками и взрослыми.
Диагностика
При первых признаках ЗПР рекомендуется проконсультироваться с педиатром, который выпишет направления на обследования и осмотр неврологом. При выявлении нарушений развития показаны консультации логопеда, дефектолога, психиатра (после 4 лет).
Для оценки внимания используется таблица Шульте, где числа или буквы размещены хаотично. Необходимо восстановить последовательность за короткий временной промежуток. Врач оценивает умение концентрироваться и удерживать внимание. Корректурная проба требует выполнения заданий на дополнение или исправление изображений, позволяет проанализировать внимательность и зоркость.
Для диагностики памяти используются визуальные символы и тест «10 слов». В первом случае необходимо запомнить и воспроизвести серию картинок, во втором — список слов. Методы оценивают кратковременную и долговременную память.
Мышление и восприятие оценивают через задания на интерпретацию пословиц и поговорок. Нужно понять буквальный смысл и объяснить переносное значение. Игра с доской Сегена позволяет проанализировать пространственное восприятие и логическое мышление.
Эмоциональный компонент исследуется через цветовой тест Люшера. Он предполагает выбор цветов, что отражает эмоциональное состояние и предпочтения, помогая выявить скрытые проблемы.
Интеллектуальные способности оцениваются с использованием теста Векслера, который адаптирован для детей и включает задачи для оценки логического мышления, общего интеллекта.
Наблюдении за поведением маленького пациента в разных ситуациях: дома, в школе, в игровой деятельности позволяет врачам увидеть, как он взаимодействует с окружающими, справляется с заданиями, решает проблемы и адаптируется к изменениям.
Нейропсихологическое обследование выявляет особенности работы мозга и его влияние на поведение и развитие пациента. Специалисты назначают электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию и другие методы визуализации мозга.
Лечение ЗПР
Лечение подразумевает комплексный подход, направленный на максимальное восстановление и развитие потенциала. Методы зависят от степени, характера нарушений и включают следующие направления:
- Медикаментозное лечение: прием ноотропных препаратов для улучшения метаболизма мозга и когнитивных функций, витаминов и микроэлементов для нормального развития нервной системы, устранение сопутствующих заболеваний (эпилепсия, метаболические нарушения).
- Индивидуальная работа с логопедом для коррекции речевых нарушений, расширения словарного запаса и улучшения коммуникативных навыков.
- Занятия с психологом для адаптации в социуме, развития эмоционального интеллекта, обучения методам преодоления стресса.
- Когнитивно-поведенческая терапия для коррекции поведенческих нарушений, формирования положительных моделей поведения и мышления.
- Развивающие занятия с дефектологом в рамках лечения ЗПР для улучшения умственных способностей и навыков через выполнение упражнений и задач.
- Лечебная физкультура, массаж и гидротерапия для укрепления физического здоровья и развития моторики.
- Арт-терапия и музыкотерапия для эмоционального освобождения, совершенствования мелкой моторики и улучшения внимания.
- Программы ранней интенсивной стимуляции для развития нейронных связей через интенсивные занятия, начиная с дошкольного возраста.
- Вспомогательные технология для доступа к образовательным ресурсам через специальные устройства и программы, учитывающие их индивидуальные особенности.
Преимущества нашей клиники
Преимуществом лечения задержки психического развития в частной клинике Med Station является современная диагностика, предполагающая, в том числе, использование комплексных нейропсихологических тестов. Мы проводим генетическое тестирование для выявления возможных наследственных факторов.
Персонализированные планы лечения основываются на данных диагностики. Врачи клиники ведут учет особенностей психического и физического развития каждого пациента.
Комплексная терапия включает медикаментозное лечение с использованием современных препаратов и психотерапию, в частности, методику КПТ.
У нас работают опытные неврологи, психиатры, логопеды и дефектологи.
Психологическая поддержка предлагается как пациентам, так и членам их семей. Активно ведется обучение родителей методам помощи и поддержки. Спокойная и дружелюбная атмосфера, царящая в стенах медицинского учреждения, способствует скорейшему восстановлению.
Профилактика
Профилактика задержки психического развития направлена на предотвращение развития этого состояния и поддержку детей с подтвержденным диагнозом. Важная составляющая профилактики — своевременное лечение при выявлении первых симптомов. Комплексные меры направлены на поддержку здоровья матери во время беременности, правильное ведение родов, а также раннее выявление и коррекцию нарушений развития у детей.
В период беременности необходимо обеспечивать регулярное медицинское наблюдение, включающее скрининговые обследования для выявления и лечения инфекций, эндокринных и метаболических заболеваний у матери. Соблюдение сбалансированного питания, прием витаминов и микроэлементов, отказ от курения и алкоголя, прием препаратов для улучшения состояния здоровья матери и предупреждения осложнений беременности — все это снижает риски задержки психического развития.
После рождения важна организация режима дня: полноценное питание, достаточный сон и физическая активность. Регулярные осмотры педиатра позволяют своевременно выявлять и корректировать отклонения в развитии. Вакцинация является важным элементом профилактики, так как позволяет избежать ряда инфекционных заболеваний, которые негативно сказываются на развитии нервной системы ребенка.
Создание стимулирующей среды, включающей разнообразные игры и занятия, направленные на развитие моторики, речи и когнитивных функций, способствует формированию здоровых навыков и умений. Важна эмоциональная поддержка родителей и близких, что способствует формированию у малыша чувства безопасности и уверенности в себе.
При выявлении отклонений в развитии необходимо незамедлительное лечение ЗПР. Ранняя диагностика и вмешательство корректируют развитие малыша. Лечение ЗПР включает комплекс мероприятий, направленных на стимулирование развития, коррекцию речевых и когнитивных нарушений, а также поддержку эмоционального состояния ребенка.